В современном мире особую роль в становлении личности ребёнка играет информационное пространство, в котором сосуществуют как традиционные, так и новые средства массовой информации и коммуникации. Стремительное развитие использования компьютерных технологий оказывает огромное воздействие на формирование физического и психического здоровья и развития каждого ребёнка в отдельности. Кроме того, формирование социальных установок подрастающего поколения во многом зависит от транслируемых в информационном пространстве правил и норм поведения.
Информационная безопасность детей - это состояние защищённости, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Локальные акты
Нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
1. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 152 — ФЗ «О персональных данных»
2. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности»
4. Указ Президента РФ от 04.03.2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»
Педагогическим работникам
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета.
Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.
http://сетевичок.рф/partneram-o-proekte мероприятия проекта «Сетевичок».
Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
Задача педагогов состоит в том, чтобы предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у обучающихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
лучше работать за компьютером в первой половине дня;
комната должна быть хорошо освещена;
при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
расстояние от глаз до монитора – 60 см;
периодически делать зарядку для глаз.
Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт:
Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательной организации по вопросам безопасности детей в сети Интернет.
Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные обучающимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы обучающихся.
Рекомендуется обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества обучающихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.
Возможно проведение бесед о работе обучающихся в сети Интернет на классных и общешкольных родительских собраниях или при индивидуальных встречах; информирование через школьный сайт на страничке для родителей. На таких страничках можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в Интернете.
Обучающимся
Информационная памятка для обучающихся
Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей
Социальный ролик "Безопасный Интернет детям"
Родителям (законным представителям) обучающихся
Памятка об информационной безопасности детей
Детские безопасные сайты
Полезные ссылки (по вопросам безопасности детей в Интернете)
www.detionline.com Дети России Онлайн (разделы журнала «Дети в информационном обществе», образовательный проект «Дети в Интернете»)
http://www.internet-kontrol.ru/stati/roditelskiy-kontrolinterneta-obschenie-bez-riska.html Родительский контроль Интернета.
http://www.google.ru/intl/ru/goodtoknow/familysafety/ Как обеспечить безопасность детей в Интернете
http://www.cybermama.ru/ КиберМама — программа для родительского контроля за использованием домашнего компьютера ребёнком.
http://gogul.tv/ Детский браузер Гугл.
http://netkidscontrol.ru/ Предназначен для родительского контроля.
Электронные ресурсы по теме «Безопасный Интернет»
1. http://www.saferunet.ru/ - Центр безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Сети. Интернет-угрозы и эффективное противодействие им.
2. http://www.nachalka.com/BezOPASNOSt - сайт предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе.
3. http://www.ifap.ru/library/book099.pdf — информация для родителей: памятки, советы, рекомендации от компании Microsoft.
4. http://www.oszone.net/6213/ - компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернете». Рекомендации по программе «Родительский контроль».